Мы в Google+
Женский форумwomankharkov Онлайн тестыwomankharkov Кулинарная книгаwomankharkov
Логин:  
Пароль:
Навигация по сайту
Реклама
Наши партнеры

МЕЖДУНАРОДНОЕ ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ФЕСТИВАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА TV START

Лучшие статьи

Если у Вашего ребенка сложности с чтением

19.03.13 | Категория: Материнство

Если у Вашего ребенка  сложности с чтением

Читать книги — это хорошо. Но мы должны не забывать и учитывать время, в котором живем. Сегодня информация воспринимается способом, отличным от того, каким он был еще пять-десять лет назад. Раньше мы читали книги, газеты и журналы — это был основной способ получения информации. Сегодня мы получаем ее через компьютер и из интернета. Поэтому требования пап и мам относительно чтения часто не совсем адекватны и не учитывают современный контекст. Это во-первых. 

Во-вторых, нередко родители слишком эмоциональны в своих ожиданиях. В докучающих и строгих разговорах могут проскальзывать выражения: «не будешь читать, вырастешь дворником...». Силами родителей происходит подмена смыслов. Вместо «читать — это интересно и большое удовольствие», получаем: «читать — это правильно, нужно». Такого рода ожидания от родственников вызывают у ребенка прежде всего напряжение, которое рождает комплекс «соответствия ожиданиям». Сам факт чтения перестает быть для него процессом и превращается в «пунктик». Чтение же становиться нагрузкой, напряжением и на выходе вызывает протест. Именно поэтому очень многие родители сталкиваются с тем, что у современных детей вообще нет интереса к книгам, они их не воспринимают. 

Но есть же и другая сторона. Дети испытывают сложности с чтением, легко утомляются. Разве не нужно их насильно заставлять читать, чтобы через регулярность выработалась привычка? 

«Как заставить читать?» — такой формулировки вовсе не должно быть. В этом словоупотреблении сразу слышен негативный подтекст: чтение — это ужасно, плохо, трудно и поэтому нужно заставлять. На самом деле, чтение — это один из навыков ребенка, который может приносить удовольствие и является положительным моментом в его жизни. 

В последнее время вообще наблюдается тенденция нагнетания обстановки не только вокруг чтения, но в целом вокруг обучения детей, подготовки их к школе. Обучение стало занимать чересчур много времени в жизни ребенка, по сравнению с тем, как это было раньше. Так же возросли эмоции родителей в этом отношении. Эмоции совершенно конкретные, которые навязываются ребенку: мы хотим, чтобы ты был отличником. Регулярно родители переносят на ребенка собственный школьный опыт, часто негативный. Процесс школьного обучения таким образом становится очень напряженным. И чтение здесь самый показательный пример. Многие родители наивно полагают, что если мой ребенок умеет читать, к школе он готов. Это огромная ошибка. И это абсолютно не так. 

Почему? 

Чтение и письмо — это последние вещи, которые должен уметь делать дошкольник. Первичным является уровень развития высших познавательных функций: способен ли он концентрировать внимание, как развиты у него самоконтроль и мотивация. Речь уже не об игровой мотивации, которая к школе еще остается в активе любого ребенка, а о познавательной. Способен ли ребенок без всякого давления со стороны, по собственной инициативе и с естественным интересом, сидеть и что-то изучать? Хватает ли у него на это сил? 

Очень часто (до первого года жизни) родители показывают младенцу буквы на карточках, рассчитывая научить его читать: «такой маленький, а уже будет знать буквы!» Но на самом деле, для родителей это больше удовлетворение своих амбиций, чем естественных потребностей ребенка. Конечно же он ничего знать не будет, потому что чисто физиологически в годовалом возрасте еще не сформированы отделы головного мозга, отвечающие за различение знаков, их удержание и воспроизведение. В лучшем случае, если что-то и удастся, так это выработать условный рефлекс. Если ребенок гармонично развивается с первых лет жизни, если родители внимательны к ходу процесса его развития, внимательны к его потребностям в этом развитии и дают ребенку то, что в каждый конкретный период жизни ему нужно и важно, тогда чтение появится само собой и проблем с ним не возникнет. 

Как много примеров мы видим, когда дети сами учатся читать. Обычно — это происходит в пять-шесть лет, иногда даже в четыре. Они начинают проявлять интерес к буквам, к надписями на улице, быстро схватывают и запоминают. И для этого вовсе не нужно организовывать какой-то специальный процесс. Возникновение этого интереса — признак физиологической сформированности мозга, подготовленности к восприятию данной информации. Но ни в коем случае не нужно тут же нагружать ребенка: ах ты начал читать, теперь-то ты у нас будешь делать это каждый день, как уроки. Чтение не должно превращаться в «обязаловку». Оно должно быть приятным времяпрепровождением, в котором ребенок достигает успехов, увлекательной игрой. Задачи, которые родитель ставит перед ребенком, должны быть основаны не на ожиданиях, а на возможностях. 

Заставлять ребенка читать насильно нельзя тем более. Всякое насилие всегда имеет последствия. Как минимум, чтение не будет добровольным и естественным процессом. В вопросе чтения однозначно должна быть свобода. Ребенку должно нравиться читать. Ведь чтение это занятие, которое по определению не может не нравиться. Мы должны пробудить интерес к этому процессу, поддержать, помочь преодолеть трудности. Главный вопрос, который должен стоять перед родителями: не «как заставить?», а «как помочь в чтении?» 

Существует мнение, что если ребенок будет видеть родителя с книгой, то он непременно зачитает. 

Не то, чтобы непременно, но доля вероятности действительно повышается. Если ребенок с раннего возраста видит, что книга — обычный и нужный предмет в доме, ею пользуются все, что посредством книги он сам получает положительные эмоции, вероятность того, что и дальше он захочет получать эти эмоции — очень велика. Если в семье никто не читает, а родители требуют от ребенка того, что не делают сами, то чтение может стать полем сопротивления и войны между ребенком и взрослыми. Отношение к чтению должно быть нормальное, не сильно эмоционально заряженное и скорее позитивно окрашенное. Если родители занимаются собственным развитием, и ребенок наблюдает это, если он видит, что папа и мама сами много чем интересуются, в том числе читают, чтение для них не напряженный труд, а легкий и приятный досуг, то дети подпитываются от этого эмоционально. 

Когда ребенок маленький, мы готовы быть снисходительными к отсутствию интереса к чтению. Но хотелось бы, чтобы достигая определенного возраста, 10-14 лет, ребенок все-таки читал и инициатива исходила от него, чтобы он сам брал книгу. А бывает по-разному. От одного ребенка инициатива не исходит, а от другого исходит, но предпочтение отдается литературе не по возрасту: вместо романа — комиксы. С чем это может связано? 

Давайте начнем с тех, кто постарше. Четырнадцать лет — это подростковый возраст, когда мотивация у человека уже совсем не познавательная. В этом возрасте дети обычно начинают хуже учиться и терять интерес к учебе. Это нормально. Не нужно рассчитывать, что интерес к книгам у ребенка будет больше и искреннее, чем к общению. Если ребенок развивается нормально, то книгам он предпочтет общение со сверстниками. А вот если в четырнадцать лет он сидит с книжкой, то это скорее говорит о том, что он уходит в свой мир и, возможно, некомпетентен среди сверстников и в коммуникациях. 

Дети 8-11 лет — совершенно другая история. Это как раз самый познавательный возраст. Ведущая деятельность, то есть обучение, у них должно быть в норме. А тут родители хотят, чтобы ребенок читал серьезные книги. О чем это говорит? Только об их собственных амбициях: посмотрите, какой у нас развитой ребенок, какая у нас образованная и интеллигентная семья. Конечно же не последнюю роль в чтении (и интересе к простому просматриванию комиксов) играют трудности физиологического характера. Сейчас у очень многих детей мы наблюдаем именно функциональные трудности. Как правило они являются следствием и дефицита внимания, и сильной утомляемости, и трудностями усвоения двигательной программы. 

У детей, которые не ползали до года, или ползали мало, со временем обнаруживаются сложности письма и чтения. Во время ползания (двигательного развития) усваивается двигательная программа, когда мы научаемся маленькие элементы складывать в более крупные. Звуки — в слоги, слоги — в слова, слова — в предложения. В основе этого процесса лежит усвоение двигательной программы. 

Также стали распространены речевые трудности: дети поздно и плохо говорят. А плохое звукопроизношение часто переходит в дислексию, дисграфию. Когда ребенку сам процесс словесности дается трудно, это сигнал.  Почему это так? Ответ должны найти родители. Если не заниматься ребенком, не компенсировать сложности, заниматься недостаточно, то вероятность обнаружения впоследствии трудностей при чтении — 100%. Чтение — это такой же процесс, что и речь, только более сложный. Во время чтения мы не просто усваиваем слуховые образы, но связываем слуховые образы и зрительно-буквенные. И не мудрено, что дети отказываются читать. То, что дается сложно, делать не хочется. То, что легко, интересно и доставляет удовольствие, приносит ребенку какую-то свою детскую пользу — положительно закрепляется в сознании. Ребенок готов к этому возвращаться. Безполезно говорить: это пригодится, это полезно. Можно, конечно, это говорить, но надеяться, что это повлияет и перестроит взгляд ребенка, наивно. Пока сам ребенок реально не получат от этого выгоды и пользы (своей детской), он не поймет все преимущества чтения. Именно поэтому важно, чтобы процесс чтения был позитивно окрашен. Будьте уверенны, что тогда ребенок предпочтет вновь воспользоваться этим способом получения информации. 

А если не физиология, то с чем еще может быть связан отказ от чтения детьми, например, поэзии, объемных романов? 

Мы с вами живем в эру компьютера и телевизора. Информация дается и получается в примитивной и легкой форме. Такой способ восприятия информации — способ пассивный. Человеку все и сразу предоставляется в разжеванном виде. От него не требуется никакого дополнительного напряжения. Внимай и все. Мозг быстро научается работать на сниженной энергозатратности, не перенапрягаться. Чтение — это процесс, во время которого человек задействует много высших психических функций. 

Но категорически отметать все: компьютер, интернет нельзя, потому что рано или поздно придется столкнуться с тем, что «запретный плод сладок». Неудовлетворенность из-за запретов, некомпетентность среди сверстников может вызвать уже новые проблемы. Родители должны уметь быть гибкими и понимать, что вольны здесь подсказывать и направлять ребенка, предлагая, например, развивающие компьютерные игры. 

То есть мы деградируем? 

Ну не в этом смысле. Но то, что компьютер или телевизор утомляет и перевозбуждает нервную систему, но при этом не развивает ее и мозг — это факт. 

Если говорить о языке, то действительно он упростился. И детям все сложнее воспринимать стихи. К тому же ритмическая организация играет не последнюю роль. Если, например, ребенку мало читали стихов в детстве, то интереса к ним у ребенка не возникнет, ему будет сложно воспринимать этот жанр и в среднем возрасте. 

Поэтому как можно раньше начинайте читать ребенку хорошие стихи, чтобы у него просыпалось удовольствие от звучания слов, рифмы, их понимания. Занимайтесь его познавательным развитием. Играйте в игры на внимание, реакцию, запоминание, развивающие пространственное мышление, мелкую и крупную моторику и т.д. Развивайте высшие психические функции у ребенка. Это и будет лучшей подготовкой к чтению и помощью в освоении чтения и письма. К развитию ребенка нужно подходить с разных сторон. Однозначно нужно вместе читать, так же как привлекать к культуре: ходить в театры, слушать вместе классическую музыку. Ребенка важно культурно развивать. Если вся семья посещает выставки, то делает это не потому, что «так надо, так принято», а потому что это вызывает много положительных эмоций, то безусловно это пробудит интерес и к чтению. Читайте детям с раннего возраста, подбирая книги по возрасту,  потребностям, а главное интересу. Не живите собственными амбициями или навязанными представлениями о ребенке, ориентируйтесь на него самого и скорее всего в будущем чтение не будет вызывать у вашего ребенка сложностей.

Источник: 3rm.info

Автор: istore

Главный редактор:
   
Рейтинг:
(голосов:1)

УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ САЙТА!
Обращаемся к Вам с просьбой (если конечно Вам понравилась данная статья),
Кликайте на ссылки "ПОДЕЛИТЕСЬ ССЫЛКОЙ С ДРУЗЬЯМИ ИЗ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ".
Вам это не трудно, а для нас это огромный вклад в развитие сайта.
Искрине благодарим Вас за понимание и содействие!
Похожие статьи:

Первые шаги к чтению. Советы родителям.Первые шаги к чтению. Советы родителям.


На поле браниНецензурная лексика настолько широко используется людьми в повседневной жизни, что практически стала частью нашей культуры. Рано или поздно ребенок услышит матерную брань — если не в собственной семье, то в школе или на улице. Поэтому родителям надо быть готовым к тому, что их чадо однажды смачно выругается или без обиняков спросит, а что означает это слово. Как реагировать, чтобы не быть застигнутыми врасплох, лучше решить заранее.


Интерактивные игрушкиИнтерактивные игрушки являются отличным средством при обучении детей.


Синдром дефицита вниманияСиндром дефицита внимания – диагноз, который в последнее время звучит все чаще. Услышав его, родители думают, что они уделяют своему ребенку мало внимания. Отчасти это так и есть - ребенку с таким диагнозом сколько не уделяй внимания, все время будет мало. Но что на самом деле скрывается за аббревиатурой СДВ?


Детские страхи, и что с ними делатьСтрах - это реакция человека на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека реагирует на опасность (не важно, действительную или мнимую) резким выделением адреналина в кровь. Организм под действием адреналина тут же начинает "убегать" от опасности, даже если убегать вовсе никуда и не надо, а надо сесть и подумать.


Это динозаврик.
Он грустит, потому что вымер до того, как смог зарегистрироваться на Woman.kharkov.ua.
Вы можете сделать это всего за несколько минут.
Чем бы вы ни интересовались, у нас найдутся ваши единомышленники.
Комментарии к статье:
Если у Вашего ребенка сложности с чтением
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Реклама
avatar Автор → Karri
в новости → Как выбрать детскую коляску?

Рецепты
Еда из ресторана Meet and Meat

Еда из ресторана Meet and Meat

Быстро, вкусно и полезно - еда из ресторана Meet and Meat в Харькове
26.12.16

Рецепты блюд для пароконвектомата

Рецепты блюд для пароконвектомата

Рецепты блюд для пароконвектомата
05.09.16

Полезные свойства при работе с мастикой

Полезные свойства при работе с мастикой

Полезные свойства при работе с мастикой
28.07.16

Готовим нутрию: вкусные рецепты

Готовим нутрию: вкусные рецепты

Разнообразие блюд из нутрий
04.08.15

Исключаем сложности в организации питания при помощи доставки пиццы

Исключаем сложности в организации питания при помощи доставки пиццы

Исключаем сложности в организации питания при помощи доставки пиццы
08.07.15

женский онлайн журнал
Можно ли детям есть сладкое?
Многие родители считают, что сладкое, как и другие продукты питания необходимы ребенку для полноценного роста и развития. Стоит отметить, что доля
Как распознать ветряную оспу
Как распознать ветряную оспу
Детские фотоальбомы для новорожденных — полезный подарок родителям
Детские фотоальбомы для новорожденных.
Универсальная детская коляска – комфорт для вашего малыша
Когда рождается ребенок, родители начинают сразу же искать для него кроватку, коляску, пеленальный столик и другие необходимые вещи для сына или
Воспитание детей: поговорим о вежливости
Воспитание детей: поговорим о вежливости
Детское автокресло Britax - необходимый аксессуар современного автомобиля
Любой крупный город диктует свои условия для образа жизни. Далеко не всегда существует возможность пешей прогулки по магазинам для совершения
Материалы для наращивания волос
Материалы для наращивания волос
Фестиваль моды – каким будет стайлинг в следующем году?
Не только «Черную пятницу» можно назвать праздником скидок и шопинга, но и фестиваль моды Cosmopolitan Fashion Fest, прошедший в Skymall
Как ухаживать за волосами?
Как ухаживать за волосами?
Окрашивание волос по технике омбре
Окрашивание волос по технике омбре
Красивые волосы, теперь реальность
Все знают о том, что одним из составляющих красоты девушек есть ее волосы.
Шелковистая коса женская краса
Здоровые и красивые волосы – гордость любой женщины.



WOMAN - женский онлайн журнал © 2012 Все права защищены. Сертификат на никнейм woman kharkov Powered by CMS

Перепечатка, копирование и распространение материалов размещенных на сайте
возможно только при наличи активной гиперссылки на сайт (без rel="noindex" или rel="nofollow") – Женский онлайн журнал WOMAN.
Администрация сайта не несет ответственности за содержание рекламных объявлений и статей.
Статьи и материалы, размещенные в разделе "Любовь", а также в подразделах, не рекомендованы для просмотра лицам, не достигшим 18 лет.

    Яндекс.Метрика